• 812
    339-73-00
  • 812
    324-18-15
  • 812
    324-18-16
  • 812
    324-18-17

Восстановление могилы А.С. Суворина

«В сердце моем навсегда сохранится благодарная память об этом выдающемся общественном деятеле и добром, прекрасном человеке. Без сомнения, он дождется беспристрастной оценки, и я уверен, что его могила не останется забытой».

С.Н. Шубинский памяти А.С. Суворина

Алексей Сергеевич Суворин скончался в ночь на 11 августа 1912 года в возрасте 78 лет, после продолжительной болезни, смерть его стала настоящей трагедией для современников. Б.Б. Глинский, известный русский писатель и публицист, ставший издателем «Исторического вестника» после Суворина и постаравшийся сохранить традиции основателя журнала, в своем биографическом очерке о Суворине написал: «Весть об этой кончине, хотя и не явившаяся неожиданностью для широких кругов русского общества, произвела, однако, и на друзей, и на врагов покойного глубокое впечатление. Все поняли, что отошел в вечность крупный исторический человек, с именем которого тесно связаны были многие и многие страницы отечественной жизни».

Могила А.С. Суворина после реставрации

Похороны состоялись 14 августа, на отпевании в Александро-Невской лавре присутствовали многие видные деятели того времени. Как становится известно из упомянутого выше биографического очерка, сразу после смерти знаменитого издателя на его могиле на Никольском кладбище «на фоне голубого неба, утопая в зелени и цветах, возвысился новый белый могильный крест, на котором было начертано историческое имя: «Алексей Сергеевич Суворин». Позже крест заменили на величественный памятник в виде портала, выполненный из гранита и мрамора. Такая форма надгробия появилась в 1850-е года и предназначалась специально для портретного бюста: портал в виде сени с задней глухой стенкой. В расположенной по центру нише находился бюст Суворина работы скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама, выполненный им еще в 1891 году. Примечательно, что бюст не только был выполнен еще при жизни Алексея Сергеевича, но и заказан им самим.


А.С. Суворин

Здесь стоит сказать несколько слов о личности самого скульптора. Бернштам родился в Риге в 1859 году. В тринадцать лет поступил в мастерскую профессора скульптуры Д.И. Иенсена в Риге, а через год переехал в Петербург, где жил до 1885 года. Учился он в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в Академии художеств вольнослушателем. Уже в 1883 году Бернштам приобрел известность, как скульптор-портретист, сделав целый ряд бюстов русских писателей, ученых, музыкантов. Лучшими из них считаются бюсты Фонвизина, Достоевского, Гончарова, Салтыкова, Каткова, А. Рубинштейна, Пушкина. В 1885 году Леопольд Бернштам переехал в Париж и остался там навсегда. Во Франции он стал известным скульптором, создав бюсты многих выдающихся людей Франции — Ренана, Флобера, Сарду, Галеви, Коппе, Деруледа, Золя и многих других. Именно во время одного из своих путешествий в Париж Суворин и заказал скульптору свой погрудный портрет. Из писем Антона Павловича Чехова, который сопровождал издателя в этой поездке, становится известно, что ради изготовления бюста им с Сувориным даже пришлось задержаться во Франции на несколько дней дольше запланированного: «Один из русских скульпторов, проживающих в Париже, взялся сделать Суворину его бюст, и это задержит нас до субботы». Результат работы Суворину безусловно понравился, так как позже он даже посоветовал Бернштама Толстому. Известно так же, что позже, в 1892 году, на столе у Чехова стояла копия этого бюста.

Могила А.С. Суворина во время реставрации

В период между 1930-ми и 1950-ми годы бюст был перенесен в Музей городской скульптуры, к сожалению, точную дату установить невозможно, так как в музее не осталось соответствующих записей о поступлении. Долгое время бюст хранился в запасниках музея под инвентарным номером фн-58. Выполнен он из бронзы, высота составляет 60 см., на обрезе левого плеча надпись: «Л.Бернштамъ, Парижъ, 1891 г.».

Перенос бюста, безусловно, искажал первоначальный вид памятника и мешал его правильному восприятию, но, учитывая материал изготовления, он был необходим для сохранения бюста.

К сожалению, могила Суворина не охраняется государством, не смотря то что сам Суворин без сомнения относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России. Кроме того, памятник над захоронением представляет собой архитектурную композицию, так же заслуживающую пристального внимания. Колонны композитного ордера, выполненные из серого мрамора с белыми прожилками, поддерживают гранитный фронтон. Из-за отсутствия государственного финансирования за монументом не было надлежащего ухода и единственной надеждой в вопросе сохранения памятника были это частые средства и общественные организации. Наша типография приняла участие в восстановлении могилы этого выдающегося человека. Сейчас могилу отреставрировали, почистили и вернули ей первоначальный вид.